Типовая форма договора об услугах

(дополнительные документы)

Договор об услугах получил свое закрепление в гл. 39 ГК РФ, причем цель гражданско-правовых норм в данном случае состоит в регулировании достаточно обширного, но, к сожалению, неограниченного конкретно спектра услуг.

Итак, в соответствии со ст. 128 ГК РФ, услуги как разновидность определенных действий или определенной деятельности представляют собой особый вид объектов гражданских прав. Роль таких действий и деятельности существенно возрастает в условиях перехода хозяйственного уклада к рыночной экономике. Одним из основных принципов построения единого рынка в России служит, наряду с единством экономического пространства в России, принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В соответствии с этими принципами запрещается устанавливать на территории страны таможенные границы, пошлины, сборы и какие-либо иные препятствия для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться лишь в соответствии с федеральным законом при условии, что это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Определения услуг характеризуются многочисленностью и неопределенностью. Так, в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности”, под услугами понимается предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений.

В ГК РФ содержится примерный перечень видов договоров, которые подпадают под действие правил, касающихся договоров об услугах. Однако каждый из видов договоров получил закрепление и в соответствующих текущих законах, а также в иных специальных нормативных актах.

Например, Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ “О связи” устанавливает правовую основу деятельности в области связи, осуществляемой под юрисдикцией Российской Федерации и определяет не только полномочия органов государственной власти по регулированию этой деятельности, но и права и обязанности физических и юридических лиц, которые участвуют в указанной деятельности или пользуются услугами связи. Под услугами связи названный Закон понимает продукт деятельности по приему, обработке, передаче и доставке почтовых отправлений или сообщений электросвязи.

В Федеральном законе от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ “О почтовой связи” предусматривается, что он регулирует правоотношения, возникающие между организациями почтовой связи и пользователями услуг данного вида связи. Несомненное значение имеет понятие услуги почтовой связи, конкретизирующее приведенное понятие услуг связи.

Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 “Об образовании” предусматривает, что в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются, в частности, организационно-правовая форма образовательного учреждения, наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления на договорной основе. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги на договорной основе за пределами определяющих его статус образовательных программ. Таким образом, упомянутый Закон особо выделяет платные дополнительные образовательные услуги государственного и муниципального образовательных учреждений и платную образовательную деятельность негосударственного образовательного учреждения.

Вернемся к оформлению договора об услугах. Договор возмездного оказания услуг консенсуальный, возмездный, двусторонне обязывающий. По договору оказания услуг исполнитель обязуется совершать определенные действия или осуществлять определенную деятельность, по общему правилу, не оставляющих материального результата. Однако в рамках одного вида услуги осуществление деятельности или действий может иметь материальный результат, а может и не иметь. Так, медицинские услуги по оказанию стоматологической помощи могут иметь такой результат, а терапевтическое лечение — нет; в рамках туристических услуг осуществляется экскурсионное обслуживание, обеспечивается транспортное обслуживание, предоставляется питание и проживание. Всем услугам присущ один общий признак — результату предшествует совершение действий, не имеющих материального воплощения (применительно к приведенным примерам — медицинское обследование, организация тура и т.п.) и составляющих вместе с ним единое целое. Таким образом, при оказании услуги “продается” не сам результат, а действия, к нему приведшие.

Следовательно, существенными условиями договора возмездного оказания услуг являются стороны, которыми выступают исполнитель и заказчик (как граждане, так и юридические лица, причем в договоре может быть предусмотрена обязанность “оказать услуги лично”, что следует понимать исполнение конкретного договора без каких бы то ни было посредников независимо от того, является ли должником гражданин или юридическое лицо), предмет договора (необходимо помнить, что деятельность по оказанию некоторых видов услуг подлежит лицензированию), цена договора, а также ответственность сторон.

Договор возмездного оказания услуг может быть публичным договором, когда коммерческая организация по характеру своей деятельности обязана оказать соответствующую услугу каждому, кто к ней обратится (ст.426 ГК РФ). Так, публичным договором является договор об оказании гражданам услуг связи, медицинских, гостиничных, туристических и подобных услуг.

Поскольку ГК РФ предусматривает специальные правила для подряда (гл. 37), научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (гл. 38), перевозки (гл. 40), транспортной экспедиции (гл. 41), банковского вклада (гл. 44), банковского счета (гл. 45), расчетов (гл. 46), хранения (гл. 47), поручения (гл. 49), комиссии (гл. 51 и доверительного управления (гл. 53), положения о договоре возмездного оказания услуг применяются к любым услугам, за исключением указанных.