Типовой договор перевозки

(дополнительные документы)

СКАЧАТЬ
Типовой договор перевозки

Правоотношения по перевозки грузов и пассажиров в настоящее время получили очень широкое распространение, среди всех гражданско-правовых обязательств перевозка и купля-продажа — самые востребованные правовые институты гражданского права.

Правоотношения по перевозке урегулированы главой 40 Гражданского кодекса РФ. Помимо неё данные правоотношения урегулированы различными уставами и кодексами, разработанными и действующими в зависимости от вида транспортного средства:

1. Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ;

2. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации”;

3. Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением СМ РСФСР от 8 января 1969 г. № 12;

4. Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ;

5. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ.

Несмотря на такое обилие нормативных законодательных актов правовое регулирование отношений по перевозке в данных актах практически одинаковое, мы не будем отдельно останавливаться на его сравнении.

Согласно ст.785 ГК РФ, по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Как видно из такого определения отношений сторон по перевозке, они не всегда оформляются составлением гражданско-правового договора. В настоящей книге мы не будем рассматривать такие виды правоотношений по перевозке (например, перевозка пассажиров или багажа), которые оформляются простой покупкой билета и т.д. Бывают и перевозки грузов, где все правоотношения сторон оформляются товарной накладной. Мы рассмотрим варианты договорного оформления отношений сторон по перевозке грузов.

Прежде всего, как и в любом договоре, в договоре перевозки необходимо определить стороны. Называть их в данном договоре можно по-разному: перевозчик и клиент, перевозчик и заказчик и другие варианты. Довольно часто к данным правоотношениям добавляется и третье лицо — грузоотправитель или грузополучатель, это бывает в том случае, когда грузоотправитель или грузополучатель не совпадают в одном лице с контрагентом (клиентом, заказчиком) перевозчика. Как и в других договорах, здесь следует подробно указать на стороны его заключающие с тем, чтобы исключить возможные варианты двойного толкования стороны заключившей данный договор. В договор следует включить условия, которые обяжут обе стороны его заключившие оповещать друг друга о смене банка или иных реквизитов своего расчетного счета по которому следует проводить все платежи, а так же известить о смене юридического/фактического адреса стороны.

Далее, договор перевозки должен содержать в себе условия формирующие предмет данного договора. Предмет договора перевозки — это перевозка (транспортировка) определенного груза. Договор перевозки могут заключить как на разовый перевоз груза, так и на периодические перевозки в течении определенного времени. И в том и в другом варианте следует подробно описать груз, который подлежит перевозки. Если это однородный груз, то его можно определить и в самом тексте договора, указав на его количество, физическое состояние (например, сахар-песок с определенной влажностью и весом). В тех же случаях, когда груз представляет собой определенный ассортимент или это будут периодические перевозки в течении определенного времени (например, года) и точный вес, объем груза определить пока сложно, то лучше всего составить приложение к настоящему договору, где все подробно определить либо указать, что стороны договора ежемесячно или ежеквартально будут согласовывать друг с другом объем и вид перевозок. Например, в договоре можно указать, что за 5 дней до начала квартала в соответствии с договором и в пределах квартального плана перевозчик по согласованию с клиентом утверждает месячные планы и определяет декадные плановые задания на перевозку грузов на первый месяц квартала. В таком же порядке устанавливаются декадные плановые задания на второй и третий месяц квартала.

Договор перевозки может содержать в себе и условия о документах, которые составляются во время погрузки/выгрузки товара, основаниях перевозки грузов. Например, путевой лист, заверенный печатью Автотранспортного предприятия, при предъявлении водителем-экспедитором документа, удостоверяющего его личность, является основанием для получения им груза к перевозке с материальной ответственностью Автотранспортного предприятия.

В тех случаях, когда в договоре ссылаются на приложение к нему или стороны обязуются согласовывать планы перевозок, то определить сразу точную цену (оплату перевозчика) бывает затруднительно. В таком случае, в договоре перевозки можно либо указать на ориентировочную цену договора с возможными поправками в неё на определенный процент (например, указать, что цена договора может быть увеличена не более чем на 15% или другой вариант), либо указать в договоре, что у перевозчика действует своя система тарифов и заказчик с ней ознакомлен, согласен и все будет оплачиваться по тарифам перевозчика. Но, при втором варианте могут возникнуть проблемы, например через 5 месяцев цены на перевозку (тарифы у перевозчика) вырастут, а клиент не согласен по данным новым ценам оплачивать стоимость перевозок. Для возможного избежания такой проблемы в тексте договора перевозки следует указать на то, что увеличение тарифов перевозчиком будет осуществляться самостоятельно по своему усмотрению и действовать в отношении данного клиента, либо указать в тексте договора, что тарифы перевозчика определяются им самостоятельно, но применяться в отношении данного клиента повышенные тарифы могут только после согласования их с клиентом.

Говоря о плате за оказание услуг по перевозке, следует отметить, что в договоре перевозки следует указывать то, за что конкретно платит клиент. Довольно часто перевозка включает в себя и услуги по логистике перевозок, транспортно-экспедиционные услуги. Все это касается в основном автомобильных перевозок. Поэтому, при определении оплаты за перевозку, необходимо, что бы договор четко определял цену за каждый вид услуги по перевозки, возможно, что и содержал в себе общую цену услуг по перевозке.

Договор должен содержать в себе условия, определяющие порядок расчета между сторонами. Например, в договоре может быть определено, что оплата осуществляется клиентом при приеме заявок на перевозку или платежными поручениями на оновании счетов-фактур, выставленных перевозчиком. Окончательный расчет по платежам за перевозку грузов и транспортно-экспедиционные операции производится Клиентом на основании счета Автотранспортного предприятия. Общшая сумма данного счета не может превышать установленную в настоящем договоре.

Помимо влпросов оплаты, договор перевозки содержит в себе и определение прав и обязанностей сторон. При этом в договоре вовсе не обязатенльно подробно расписывать все возможные права и обязаннсоти, дублируя тем самым нормы гражданского законодательства РФ, а достаточно подробно описать те права и обязанности сторон, где практически наиболее часто встречаются конфликтные ситуации.

К примеру, договор переозки может содержать в себе подробное описание места с которого перевозчик должен получить груз/куда его следует доставить, указаниае на то, кто будет проводить погрузку и разгрузку транспортных средств перевозчика, какое время это должно занять. Разумеется, что перевозчик должен доставить груз целым, опломбированным и в состоянии пригодным для его использования по назначению. Однако, это все же следует указать и в договоре перевозки. Необходимо не устанавливать обязанности каждой из сторон, а указать например на то, что клиент обязан осмотрет транспортные средства перевозчика, или, что перевозчик должен сообщить клиенту о том, что ему погрузили товар, котрый неопломбирован, а его упаковка имеет явные следы повреждений и прочих дефектов. В противном случае, если клиент/перевозчик ненадлежаще воспользовались своими правами, то впослеждсьтвии они утрачивают право доказывать, что трансполртные средства, предоставленные перевозчиком имели явные дефекты и очевидно были непригодны для использования в перевозке, или, что перевозчик утрачивает право ссылаться на то, что ему уже были погружены товары, имевшие в местах упаковки явные повреждения, неопломбированные и т.д.

В зависимости от вида перевозок и пути следования транспорта у клиента и перевозчика могут появиться и другие дополнительные права и обязанности. Например, перевозчик при получении груза (товара) от клиента должен проверить товарно-транспортные документы, накладные, коносамент. Если товар будет перемещаться через государственную границу РФ, то и задекларировать его. Перевозчик может быть обязан и проверить техническую исправность своего автотранспорта и т.д.

На клиента можно возложить обязанность, например, обеспечить выгрузку товара в определенные сроки и немедленно направить тираспортные средства перевозчика обратно не используя и не задерживая их излишне. Клиента можно обязать своевременно предоставлять товар к погрузке, своевременно оплачивать стоимость услуг превозчика (за что в качестве санкции можно установить неустойку) и обязать своевременно подавать заявку перевозчику (предоставлять графики и планы перевозок, активно участвовать в их согласовании и т.д.). Если клиент не исполняет своих обязанностей по договору, в частности несвоевременно предочставляет заявку на осуществление перевозки, то в договоре на такой случай можно предусмотреть, что перевозчик имеет право опоздать в и не своевременно доставить груз до места назначения (ровно на столько дней на сколько опаздал клиент) и другие варианты.

Важным условием всех договоров по перевозкам является условие о риске случайной гибели или повреждения товара (груза) клиента. Товар проходит не один склад и возможно даже, что перевозчик должен довести товар до определенно места (например автотранспортом до морского порта), а затем уже другой перевозчик будет заниматься его доставкой. В таких случаях очень важно установить те границы в пределах которых конкретный перевозчик будет нести ответственность за случайное повреждение груза клиента или вообще не будет нести ни какой ответственнсоти, в различных договорах перевозки это может быть урегулировано по-разному. Риск случайной гибели или пореждения может наступить не только в отношении имущества клиента, но это может призойти и с транспортными средствами перевозчика, например в догворе фрахтования. По договору фрахтования перевозчик не перевозит самостоятельно грузы, но предоставляет клиенту во временное владение и пользование (как в варенду) свои транспортные средства, это распространено например, в железнодорожных перевозках. В таком случае, договор может содерджать в себе условия о риске случайной гибели вагонов (цистерн) перевозчика, которыми пользуется клиент на время перевозки. Риск случайной гибели может быть отнесен на счет все тогоже клиента, а может быть возложен и на перевозчика.

Риск случайной гибели или повреждения товара, перевозимомго автотранспортным предприятием по заказу клиента распределяется следующим образом: с момента поступления товара на склад, который принадлежит третьим лицам или клиенту и до его загрузки на транспорт перевозчика, риск случайной гибели или повреждения несет клиент. С момента загрузки товара на транспорт перевозчика и до его отгрузки в место, указанное в перевозочных документах (заявке клиента и планах перевозки), риск случайной гибели или повреждения товара клиента несет перевозчик. Договор может предусматривать и другие варианты. Например, в перевозках железнодорожным транспортом.

Не менее важным представляется и вопрос об ответственности сторон по договору перевозки. Ответственность можно устанавливать для обоих сторон. В отношении перевозчика, ответственность может быть установлена как за исполнение своих обязанностей по перевозке не в срок, предусмотренный договором, а значительно позже (или даже с опозданием хотя бы на один день), так и за порчу товара (виновную порчу) во время перевозки. При этом, в зависимости от того, были ли в договоре перевозки установлены соответствующие условия, можно говорить об ответственности перевозчика в виду неисправности предоставленных им транспортных средств (и доказывать это в суде), либо указывать на ненадлежащее состояние предоставленных перевозчиком транспортных средств и считать данный факт установленным в виду того, что перевозчик в нарушение настоящего договора не проверил техническое состояние своих автотранспортных средств и допустил их к перевозке груза клиента в неисправном состоянии.

Ответственность сторон по договору перевозки может выражаться различными способами, например, стороны договора в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по настоящему договору несут материальную ответственность в пределах, предусмотренных Уставом автомобильного транспорта РСФСР. Такое условие договора перевозки непосредствоенно не устанавливает ответственность сторон за его ненадлежащее не исполнение, а носит отсылочный характер. Аналогичную отсылку можно делать и в целом на все гражданское законодательство РФ в котором установлены общие основания для грахжданско-правовой ответственности. При систематическом нарушении Клиентом обязанности, предусмотренной определенными пунктами договора, помимо ответственности, предусмотренной Уставом автотранспорта РСФСР, Автотранспортное предприятие имеет право приостановить перевозку грузов, предупредив об этом Клиента за 3 дня.

Ответственность может быть установлена и в виде оплаты стороной ненадлежаще исполняющей свои обязанности по догоовру (например, перевозчик не своевременно перевез груз, не воврем доставил его получателю с опозданием на несколько дней, либо клиент не своевременно оплатил его, так же с опозданием в несколько дней), то для такой стороны можно предусмотреть оплату неустойки (определенный% за каждый день просрочки от общей суммы договора, или стоимости перевезенного груза). Для клиента ненадлежащее (несвоевременное) исполнение еревозчиком своей обязанности по договору может повлечь убытки перед третьими лицами, которым перевозчик должен был своевременно доставить данный груз, товар. В таком случае, в догоовре перевозки в интересах клиента будет включение условия по которому перевозчик не только оплачивает неустойку, но и возмещает клиенту убытки, которые возникли по причине ненадлежащего исполнения обязанностей перевозчика у клиента. Возникают и такие ситуации, когда клиент получивший по договору фрахтования транспортное средство перевозчика во временное пользование возвращает его перевозчику нес воевременно, у перевозчика могут возникнуть убытки в виде ответтсвенности перевд третьими лицами, которым он не может своевременно теперь предоставить свои транспортные средства для перевозки их грузов и товаров. В интересах перевозчика будет устанволение в договоре перевозки условия по которому клиент за каждый день просрочки в доставлени обратно перевозчику его транспортных средств (если это договор фрахтования) в виде неустойки (% за каждый день просрочки в доставке от стоимости транспортных средств).

В договоре на перевозку грузов следует не только определять подробное описание ответственности, которую будет нести перевозчик или его клиент за ненадлежащее исполнения своих обязанностей, но и желательно определить общие основания для ответственности сторон по такому догоовору, определить тот ущерб, который подлежит возмещению. Это можно определить посредством устанволения в договоре условия по которому сторона договора, имущественные интересы (деловая репутация) которой нарушены в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств договора другой стороной, вправе требовать полного возмещения причиненных ей этой стороной убытков, под которыми понимаются расходы, которые сторона, чье право нарушено, произвела или произведет для восстановления своих прав и интересов; утрата, порча или повреждение товара (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые эта сторона получила бы при обычных условиях делового оборота, если бы ее права и интересы не были нарушены (упущенная выгода).

Договор перевозки заключается как правило на определоенный срок. Срок договора может быть четко установленным определенной календарной датой или же обознаен наступлением определенного условия. Например, настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует до момента окончания исполнения сторонами своих обязательств по договору, т.е. до “__”__________200__ г. Или догоовр может устанавливать, что срок его действия ограничен датой, которая будет согласована сторонами при определении планов поставки грузов клиента. Такие планые ежемесячно или ежеквартально (в засисимости от установвок в договоре) устанавливаются его сторонами не на стадии заключения договора, а в процессе его исполнения, потому они могут определить конечную дату поставки лишь при приближении договора потавки к окончанию его действия (когда определяется последний план перевозки на месяц или квартал). В тех случах, когда договор уже прекратил свое действие согласно условиям о сроке договора, но все еще сторонами не были до конца, надлежаще исполнены обязательства по договору, то обязательтва сторон (неисполненые) с прекращением срока дейтвия договора не должны прекращаться и должны быть надлежаще исполнены в натуре, если этого желает другая сторона (в отношении которой ненадлежаще исполнили обязательство). Поэтому договор перевозки должен содержать в себе такое условие. Например, прекращение действия договора влечет за собой прекращение обязательств сторон по нему, но не освобождает стороны от ответственности за нарушения, если таковые имели место при заключении или исполнении настоящего договора.

Договор перевозки, как и любой другой договор должен включать в себя условия о порядке внесения в него изменений, возможности его пролонгации. Поэтому в догоовре можно указать, что настоящий договор может быть изменен и/или дополнен сторонами в период его действия на основе их взаимного согласия и наличия объективных причин, вызвавших такие действия сторон. Последствия изменения и/или дополнения настоящего договора определяются взаимным соглашением сторон или судом по требованию любой из сторон договора перевозки груза. Любые соглашения сторон по изменению и/или дополнению условий настоящего договора имеют силу в том случае, если они оформлены в письменном виде, подписаны сторонами договора и скреплены печатями сторон.

При наличии в том необходимости и коммерческой целесообразности стороны договора перевозки вправе рассматривать вопрос о продлении срока действия (пролонгации) договора на определенный обоюдным решением период времени (срок) или на неопределенный срок (по выбору сторон договора) на тех же или иных, определенных сторонами, условиях.

В договор можно включить и иные условия о порядке его расторждения или внесения изменений, который по сути будут дублировать положения ст. 450 ГК РФ, о судебном порядке внесения изменений и расторжения договора перевозки. Договор может быть расторгнут судом по требованию одной из сторон только при существенном нарушении условий договора одной из сторон, или в иных случаях, предусмотренных настоящим договором или действующим законодательством Российской Федерации. Последствия расторжения договора перевозки определяются взаимным соглашением сторон его или судом по требованию любой из сторон договора перевозки груза.

Вопрос о перезаключении (пролпнгации) договра перевозки может решаться и иными способами, например стороны могут перезаключить договор сроком еще на один год, посредством направления перевозчиком предложения о продлении срока действия договора клиенту и письменного согласия на то клиента, послученного не позднее 10 дней со сдня получения клиентом предложения перевозчика.