Ошибки, допускаемые при оформлении договоров перевозки. Советы юристов по сложным вопросам

(дополнительные документы)

В определении планов перевозок есть и свои возможные варианты проблем. Например, может сложиться ситуация при которой стороны ни как не могут согласовать план по перевозке, происходит это по той причине, что перевозчик указывает на более поздний срок, чем это устраивает клиента и у клиента могут даже возникнуть убытки в отношениях с третьими лицами, необходимо каким-то образом избежать для клиента такое возможное неблагоприятное развитие ситуации. Для этого в договоре можно предусмотреть, что в случае, если предложенные автотранспортным предприятием планы перевозок повлекут для клиента невозможность своевременного исполнения своих обязательств перед третьими лицами и автотранспортное предприятие отказывается изменить сроки и объем перевозок в предложенном плане, то клиент вправе требовать досрочного расторжения договора с оплатой автотранспортному предприятию всех фактически осуществленных им перевозок.

При определении предмета договора на транспортировку сжиженного газа (другого углеводородного сырья) необходимо обратить внимание на те правоотношения, которые будут регулироваться данным договором, т.е. его предмет. Транспортировка газа (углеводородного сырья) по трубам, не входит в предмет данного договора, а является предметом договора поставки.

Абсолютно любой договор перевозки может содержать в себе условие о соблюдении коммерческой тайны перевозчика или его клиента (а возможно и того и другого), при этом отдельное соглашение сторон или даже сам текст договора будет содержать в себе условие о том, что определенные сведения известные сторонам настоящего договора не должны ими разглашаться третьим лицам. Например, сам факт сотрудничества одной фирмы с другой, сроки, количество и цена услуг перевозки. Однако, правоотношения по перевозке связаны с тем, что перевозимый товар часто останавливают сотрудники правоохранительных органов и досматривают, осматривается и проверяться товар может и при перевозках на железнодорожном транспорте (на станциях). В таких случаях, сотрудники организации — перевозчика сообщают правоохранительным органам (их сотрудникам) всю затребуемую ими информацию о количестве и сроке поставке о маршруте следования и т.д. Это нельзя расценивать как “распространение информации содержащей коммерческую тайну третьим лицам”.

При формировании условий договора поставки необходимо учитывать и другие обстоятельства, которые смогут возникнуть у сторон договора при его исполнении. Например, при осуществлении не разовой перевозки, а систематических перевозок, очевидно, что раз или более, возникнут ситуации, когда стороны договора не смогут надлежаще исполнить свои обязательства и опоздают на день-два с предоставлением плана перевозки или оплатой. В основном такие нарушения могут возникать со стороны заказчика. В таких случаях важно, чтобы перевозчик не имел права при малейшем нарушении своих прав со стороны заказчика отказываться от дальнейшего исполнения договора перевозки. Для возможного избежания таких случаев, договор перевозки будет содержать в себе условия по которым перевозчик имеет право требовать уплаты неустойки за каждый день просрочки, но обязан исполнять свои обязанности по договору своевременно и надлежаще. Исключение составляет случай, когда заказчик несвоевременно подал заявку на перевозку или затянул с согласованием очередного плана перевозок на текущий месяц (квартал). В таком случае, перевозчик уже фактически распланировал и распределил свои транспортные средства для осуществления перевозок и не может своевременно перевезти товар клиента, но он не имеет право вообще отказываться от его перевозки.

В договорах фрахтования можно (и необходимо) устанавливать ответственность для клиента за несвоевременное возвращение транспортного средства перевозчика. Например, в случае нарушения Заказчиком условий о сроке возвращения транспортного средства перевозчика Заказчик возмещает Исполнителю в полном объеме затраты, связанные с уплатой перевозчиком штрафов железной дороге или налоговой инспекции за невыполнение заявленных планов перевозки грузов или нарушение финансовой или налоговой дисциплины. В случае, если по вине Заказчика или потребителя продукции произойдет утрата транспортного средства, ее повреждение или загрязнение, утрата либо повреждение комплектующих деталей, Заказчик возмещает перевозчику затраты на приобретение (включая расходы на ввод транспортного средства в эксплуатацию), его ремонт и очистку, либо на приобретение последним комплектующих поврежденных деталей в пятикратном размере по ценам, действующим на день предъявления претензии.

Если поврежденное транспортное средство по вине Заказчика или потребителя продукции ремонту не подлежит, то Заказчик выплачивает перевозчику деньги в сумме, необходимой для приобретения нового транспортного средства, включая расходы на ввод его в эксплуатацию.

За нарушение заказчиком срока транспортировки транспортного средства обратно перевозчику, он несет ответственность в виде оплат перевозчику неустойки в следующем размере:

-за просрочку возврата 1 цистерны на 1 сутки: 10% от 1/60 провозной платы за маршрут из 60 цистерн;

-за просрочку возврата 1 цистерны на 2 суток: 30% от 1/60 провозной платы за маршрут из 60 цистерн;

-за просрочку возврата 1 цистерны на 3 суток: 45% от 1/60 провозной платы за маршрут из 60 цистерн;

-за просрочку возврата 1 цистерны на 4 суток: 60% от 1/60 провозной платы за маршрут из 60 цистерн;

-за просрочку возврата 1 цистерны на 5 суток: 75% от 1/60 провозной платы за маршрут из 60 цистерн;

-за просрочку возврата 1 цистерны свыше 5 суток: 90% от 1/60 провозной платы за маршрут из 60 цистерн.