Советы юристов по сложным вопросам в договорах транспортной экспедиции

(дополнительные документы)

В литературе, в практике и в источниках права, регулирующих транспортную экспедицию, нет единого понимания понятия транспортно-экспедиторской деятельности. Некоторые, говоря об этой деятельности, понимают под ней совокупность перевозочных и экспедиторских действий. Другие связывают это понятие с более узким комплексом, а именно с действиями, вспомогательными по отношению к перевозке. Но почти все, кто касался проблемы правового регулирования транспортной экспедиции, подчеркивают вспомогательный характер экспедиторских действий по отношению к завершенной или предстоящей перевозке.

На практике отсутствие в нормативных актах понятия транспортно-экспедиторской деятельности препятствует единообразному пониманию ее сущности и порождает споры о правовой природе договорных отношений между сторонами. Учитывая практическую важность обозначенной проблемы, Международная ассоциация транспортных экспедиторов разработала и приняла Типовые правила транспортно-экспедиторской деятельности, в которых содержатся следующие определения.

Экспедиторские услуги — любого вида услуги, относящиеся к осуществлению перевозки, консолидации, хранению, складированию, обработке и доставке товара адресату по назначению, равным образом как и предоставление вспомогательных и консультационных услуг, относящихся к выполнению вышеперечисленных работ, включая услуги, связанные с таможенной очисткой, решением налоговых вопросов, декларированием, обеспечением страхования, производством платежей, выпиской документов, относящихся к товарам и их перевозке.

В соответствии с действующим российским законодательством договор транспортной экспедиции — самостоятельный договорной вид, который находится “на стыке” многих видов обязательств. Если рассматривать изолировано отдельные элементы работы экспедитора, то они как будто бы полностью укладываются в рамки других гражданско-правовых договоров.

В договоре следует детально прописывать все предстоящие операции, связанные с перевозкой груза. При определении обязательств по договору сторонам необходимо избегать абстрактных и общих формулировок. В “предмете договора” необходимо указать, что именно будет делать экспедитор — должен ли он сам перевозить груз либо осуществлять перевозку по договору будет с другой организацией.

В “порядке расчетов” отдельно прописать стоимость перевозки, расходы, возмещаемые экспедитору. Закрывая договор, в отчете (акте) следует выделить сумму вознаграждения. Такие мероприятия помогут не только четко организовать правовую работу по исполнению договора, но и избежать неблагоприятных публично-правовых последствий, связанных с различным режимом налогообложения вознаграждения экспедитора и возмещаемых ему расходов. В противном случае толковать волю сторон придется суду, что может привести к возложению на какую-либо из сторон дополнительных обязанностей и ответственности за их неисполнение.

Если составить конкретный и подробный перечень услуг и обязательств, то в последующем исполнении договора транспортной экспедиции останется меньше взаимных разногласий и претензий.

Нужно очень тщательно расписать то, что будет входить в обязанности экспедитора, как распределяются права и обязанности между экспедитором и клиентом, как экспедитор будет заключать договора по грузоперевозке, кто оформляет документы таможенного, санитарного и других государственных контролей, и учесть множество других “подводных камней”.

Некоторые виды деятельности по грузовым перевозкам подлежат обязательному лицензированию. В них входят погрузка и разгрузка грузов в морских портах и на железнодорожном транспорте. Все эти особенности транспортно-экспедиторской деятельности изложены в соответствии Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”.

Следует определить сроки и время разгрузки груза на складе грузополучателя. Это необходимо четко определить в транспортном договоре, так как склад работает по определенному установленному графику и с утвержденными временными нормативами разгрузки прибывшего транспортного средства. Если экспедитор нарушит сроки, в которые он должен доставить груз, то это приведет к простою и даже порче груза, что выльется в претензии клиента. Но случается и так, что груз совершает простой по вине грузополучателя, и тогда уже претензии предъявляет экспедитор, с требованием оплатить время простоя.

Срок, на который заключается договор, определяется, прежде всего, потребностями клиента — разовая ли это перевозка или нет (значит, идет поток грузов). Например, Вы можете заключить договор транспортной экспедиции сроком на один год, где будут зафиксированы лишь основные права и обязанности сторон. А на каждую конкретную доставку составлять приложение или заявку с описанием того, что везем, куда, когда и кому.

Кроме того, важно собрать информацию о перевозимом грузе, которая может понадобиться для прохождения контролей, а также подробно описать его характеристику и свойства. Четко придумать составить в договоре оказания транспортных услуг маршрут, по которому будет совершаться грузоперевозка.

Не забудьте указать в транспортном договоре как можно больше контактных данных. Это делается для того, чтобы в случае возникновения обстоятельств, которые мешают выполнять экспедитору свои обязанности, он мог связаться с клиентом и решить все вопросы и проблемы как можно быстрее.

Стоит распланировать сроки и порядок выплаты вознаграждения экспедитору за проделанную им работу по грузовой перевозке.

Порядок и сроки уплаты, а также возмещение понесенных экспедитором расходов — существенное условие договора. Если четко определить размер суммы расходов экспедитора, которые он понесет при исполнении своих обязательств, а также внести уточнения, касающиеся того, какая сторона и каким образом будет оплачивать тарифы по грузовой перевозке и другие платежи, то это максимально оградить клиента от лишних расходов.