Характеристика отдельных видов договоров поручительства

(дополнительные документы)

СКАЧАТЬ
Договор поручительства по обеспечению уплаты таможенных платежей перевозчиком при внутреннем и международном таможенном транзите

СКАЧАТЬ
Договор о предоставлении инвестиционного налогового кредита

Одним из видов договора поручительства является договор поручительства по обеспечению уплаты таможенных платежей владельцем склада временного хранения, владельцем таможенного склада, таможенным перевозчиком.

См.: Договор поручительства по обеспечению уплаты таможенных платежей перевозчиком при внутреннем и международном таможенном транзите

Согласно ст. 340 Таможенного кодекса РФ от 28 мая 2003 г. поручительство наряду с залогом товаров и иного имущества, банковской гарантией, денежным залогом является одним из способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Исполнение обязанности уплаты таможенных пошлин, налогов обеспечивается в случае:

1) предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов;

2) условного выпуска товаров;

3) перевозки и (или) хранения иностранных товаров;

4) осуществления деятельности в области таможенного дела.

Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов составляет менее 20 тысяч рублей, а также в случаях, когда таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, будут выполнены.

Если одним и тем же лицом совершается несколько таможенных операций в определенный срок, таможенный орган обязан принять обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов для совершения всех таких операций (генеральное обеспечение). Таможенные органы принимают генеральное обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов для совершения таможенных операций в нескольких таможенных органах, если такое обеспечение может быть использовано любым из таможенных органов в случае нарушения обязательств, обеспеченных в соответствии с ТК РФ.

Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов производится лицом, ответственным за их уплату, либо любым иным лицом в пользу лица, ответственного за уплату таможенных пошлин, налогов (ст. 337 ТК РФ).

Размер обеспечения таможенных платежей определяется таможенными органами. Для этого они используют в качестве ориентира (верхнего предела) суммы таможенных платежей и процентов, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для свободного обращения (если речь идет об обеспечении уплаты таможенных платежей в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ) или их вывозе в соответствии с таможенным режимом экспорта (если речь идет об обеспечении уплаты таможенных платежей в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории РФ).

Размеры обеспечения уплаты таможенных платежей при осуществлении деятельности владельцем склада временного хранения, владельцем таможенного склада, таможенным перевозчиком не могут быть менее:

-50 миллионов рублей для таможенного брокера;

-2,5 миллиона рублей и дополнительно 1000 рублей за 1 квадратный метр полезной площади, если в качестве склада используется открытая площадка, или 300 рублей за 1 кубический метр полезного объема помещения, если в качестве склада используется помещение, для владельцев складов временного хранения и таможенных складов открытого типа;

-2,5 миллиона рублей для владельцев складов временного хранения и таможенных складов закрытого типа;

-20 миллионов рублей для таможенного перевозчика.

Договор поручительства, заключаемый с целью обеспечения уплаты таможенных платежей, оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации путем заключения договора между таможенным органом и поручителем. В качестве поручителя могут выступать таможенные брокеры, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, а также иные лица.

В силу поручительства поручитель обязывается перед таможенными органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога.

При неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога налогоплательщик и поручитель несут ответственность.

Соответственно таможенные органы могут направить требование об уплате налога непосредственно поручителю без выставления такого требования налогоплательщику. В принудительном порядке налоги взыскиваются с поручителя через суд.

Погасив налоговую задолженность, поручитель вправе требовать от налогоплательщика возврата уплаченных сумм, процентов и понесенных убытков ст. 346 ТК РФ).

В настоящее время довольно часто на практике применяется также договор поручительства по обеспечению исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

См.: Договор о предоставлении инвестиционного налогового кредита

Согласно ст. 72 НК РФ поручительство наряду с залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В частности поручительство может быть условием для предоставления налогоплательщикам отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате федеральных налогов и сборов, а также пени.

Порядок оформления договора поручительства, предоставляемого для получения налогоплательщиком отсрочек (рассрочек), налоговых кредитов и инвестиционных налоговых кредитов по уплате федеральных налогов и сборов, а также пени определен Приказом Федеральной налоговой службы от 30 марта 2005 г. № САЭ-3-19/127  “Об утверждении порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, а также пени”.

Договор поручительства оформляется между налоговым органом и поручителем. Договор поручительства со стороны налоговых органов уполномочены рассматривать и оформлять управления ФНС России по субъектам РФ либо межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.

Со стороны налоговых органов договор поручительства подписывают руководители (заместители руководителя) налоговых органов. Поручителями вправе выступать как юридические, так и физические лица.

Для оформления договора поручительства налогоплательщик и поручитель должны одновременно обратиться с письменным заявлением по установленной форме в Управление ФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации либо в межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.

При рассмотрении возможности заключения договора поручительства налоговые органы должны проанализировать финансовое состояние поручителя, убедиться в отсутствии задолженности поручителя перед бюджетной системой Российской Федерации и его платежеспособности.

Результаты рассмотрения возможности заключения договора поручительства налоговые органы сообщают поручителю и налогоплательщику в недельный срок после поступления заявления в соответствующий налоговый орган.

При положительном заключении договор подписывается в пятидневный срок.

Налоговый орган может отказать в заключении договора поручительства, если есть достаточные основания полагать, что налогоплательщик может предпринять меры по уходу от налогообложения в результате договоренности с поручителем, а также в случае выявления налоговым органом недобросовестности налогоплательщика или поручителя.

Под основаниями, свидетельствующими о том, что налогоплательщик предпримет меры по уходу от налогообложения, рекомендуется понимать одно из нижеследующих оснований:

-наличие на балансе налогоплательщика движимого имущества, в т. ч. ценных бумаг, денежные средства от реализации которого достаточны для погашения более 25 процентов суммы неуплаченного налога;

-наличие на балансе налогоплательщика дебиторской задолженности, возможной к взысканию, если налогоплательщик не принимает мер к взысканию в установленном законом порядке в течение более одного квартала;

-размер общей суммы задолженности по налоговым и иным обязательным платежам (с учетом штрафов и пени), в т. ч. отсроченной (рассроченной) к уплате, превышает 50 процентов балансовой стоимости имущества налогоплательщика;

-получение налоговым органом сведений из органов прокуратуры, внутренних дел и из иных официальных источников, свидетельствующих о выводе (сокрытии) активов организации или о намерении должностных лиц налогоплательщика скрыться;

-анализ должностными лицами налогового органа деятельности налогоплательщика, позволяющий сделать вывод о возможном уклонении от уплаты налога, например: систематическое уклонение налогоплательщика от явки в налоговый орган, срочной распродажи имущества или переоформление имущества на подставных лиц, участие посреднических фирм в расчетах налогоплательщика за его продукцию, аккумулирование средств налогоплательщика на счетах других юридических лиц и т.д.

Договор поручительства подлежит регистрации в налоговом органе.